Лазарев, Михаил Петрович
       > ВОЙНА 1812 ГОДА > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Л >

ссылка на XPOHOC

Лазарев, Михаил Петрович

1788-1851

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


ХРОНИКА ВОЙНЫ
УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ
БИБЛИОТЕКА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ОТ НИКОЛАЯ ДО НИКОЛАЯ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
РЕПРЕССИРОВАННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Народ на земле


Михаил Петрович Лазарев

Лазарев Михаил Петрович (3.11.1788-11.04.1851), флотоводец и мореплаватель, адмирал (с 1843). Из дворянской семьи.

В 1800 Лазарев поступил в Петербургский морской кадетский корпус, в 1803 в числе 30 лучших гардемаринов был командирован для дальнейшего обучения на английский флот, где находился до 1808. В 1808-1813 Лазарев служил в Балтийском флоте, участник Русско-шведской 1808-1809 и Отечественной 1812 войн.

Лазарев совершил три кругосветных плавания: в 1813-1816 на корвете “Суворов”, в 1819-21 на шлюпе “Мирный” (в составе экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена к Антарктиде) и в 1822-1825 на фрегате “Крейсер”.

С 1826 Лазарев — командир линейного крейсера “Азов”, на котором участвовал в разгроме турецко-египетского флота при Наварине (1827). В Русско-турецкую войну 1828-29 Лазарев руководил блокадой Дарданелл. С 1830 командовал отрядом кораблей Балтийского флота, с 1832 — начальник штаба Черноморского флота. В 1833 Лазарев командовал эскадрой, направленной в Босфор для оказания помощи турецкому султану в борьбе против восставшего вассала египетского паши Мухаммеда-али. С 1833 Лазарев командовал Черноморским флотом и одновременно был военным губернатором Севастополя и Николаева. При нем было проведено коренное переустройство портов, крепости оснащены новейшими системами артиллерии. Лазарев положил начало созданию парового флота. Скончался в Вене, погребен в Севастополе.

В. Л. Федоров

Русское небо


Карта маршрута экспедиции
Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева вокруг Антарктиды.

Лазарев Михаил Петрович (1788-1851), адмирал, - один из самых замечательных моряков старого русского флота. Он побывал в трех кругосветных плаваниях.

В 1819-1821 гг. совершенное вместе с капитаном Беллинсгаузеном плавание на шлюпах "Восток" и "Мирный" повлекло за собой блестящее географическое открытие. Беллинсгаузен и Лазарев открыли шестой материк света - Антарктику и описали часть ее берегов.

В морской битве при Наварине в 1827 году Лазарев показал себя отважным и умным боевым командиром. Назначенный впоследствии командующим Черноморским флотом, Лазарев следовал в воспитании русских моряков традициям замечательного русского флотоводца Ф. Ф. Ушакова. Русский Черноморский флот во многом обязан Лазареву своими высокими боевыми качествами.

Лазарев был также талантливым кораблестроителем и географом. Он имел много учеников и последователей. Из его школы вышли такие моряки, как Нахимов, Корнилов и Истомин. Влияние лазаревских тактических и воспитательных принципов испытал и Макаров.

Должность ревизора на кораблях русского флота была выборной, переходившей по очереди от одного офицера к другому, за исключением командира и старшего офицера. Являясь общественной нагрузкой, должность эта не оплачивалась. На обязанности ревизора лежало снабжение корабля всем жизненно необходимым: продовольствием, углем, водой и проч.


Лазарев Михаил Петрович (1788, г. Владимиры 1851, Вена) - флотоводец, мореплаватель. Род. в дворянской семье. В 1800 поступил в Морской кадетский корпус. В 1803 Лазарев был произведен в гардемарины и отправлен за границу для изучения военно-морского дела в английском флоте, где стал мичманом. В 1808, по возвращении из Англии, Лазарев окончил Морской кадетский корпус и до 1813 служил на Балтийском флоте, где его аттестовали так: "Поведения весьма благородного, в должности знающ и отправляет оную с неутомимым рачением и расторопностью". Участвовал в боевых действиях во время Отечественной войны 1812. В 1813 - 1816 Лазарев на корабле "Суворов" совершил свое первое кругосветное плавание, открыв в Тихом океане группу островов, названных им островами Суворова. В 1819 - 1821 Лазарев был командиром шлюпа "Мирный" и вместе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном совершил второе кругосветное плавание, во время к-рого были открыты Антарктида и ряд островов в Тихом океане. В 1822 - 1825 Лазарев осуществил третье кругосветное плавание. В 1826 Лазарев был назначен командиром корабля "Азов", на к-ром осуществил переход в Средиземное море, где участвовал в Наваринском морском сражении. В этом бою "Азов" возглавлял рус. линейные корабли, принявшие на себя главный удар турецко-египетского флота, уничтоженного совместными усилиями рус., французской и английской эскадр. За эту победу Лазарев был произведен в контр-адмиралы. В 1828 - 1829 Лазарев, являясь начальником штаба рус. эскадры в Средиземном море, принимал участие в блокаде Дарданелл. В 1832 Лазарев был назначен начальником штаба Черноморского флота и портов, а также военным губернатором Севастополя и Николаева. Под его руководством были начаты сооружение новых и реконструкция старых портов, укреплен флот. Руководя многими морскими походами, Лазарев воспитал плеяду замечательных флотоводцев, среди к-рых П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин. В 1851 больной раком Лазарев отправился в Европу для лечения. Был похоронен в Севастополе.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Михаил Петрович Лазарев 1788-1851, Адмирал. Два выдающихся представителя Черноморского флота - Нахимов и Корнилов завещали похоронить их рядом с адмиралом Лазаревым - так велики были их уважение и любовь к своему бывшему начальнику и учителю. С именем Михаила Лазарева связан период расцвета Черноморского флота в первой половине XIX в., вошел он в отечественную историю и как неутомимый мореплаватель, совершивший три кругосветных путешествия, как первооткрыватель и исследователь Антарктиды.

Уроженец Владимирской губернии Михаил Петрович Лазарев вместе с двумя братьями в 1800 г. был определен отцом в Морской кадетский корпус. Выпущенный в пятнадцать лет из корпуса гардемарином, он вместе с тремя десятками других своих товарищей был отправлен для получения морской практики в Англию. В первый же год пребывания там ему довелось стажироваться на адмиральском корабле знаменитого английского флотоводца Нельсона. Более пяти лет Лазарев провел в непрерывных плаваниях в Атлантическом океане и Средиземном море, а на судах Ост-Индской компании получил он и боевое крещение в схватках с французскими "приватирами" (пиратами), перенес другие испытания на море. На родину Михаил Петрович вернулся опытным офицером, проникнутый глубоким убеждением в том, что "всякое положение человека налагает на него обязанности" и что "с точным и безукоризненным их выполнением связана не только служебная, но и личная честь". Сознание долга и чувство чести он пронесет через всю свою жизнь.

Имея отличные аттестации из Англии, Лазарев в 1813 г. получил почетное назначение: "Русско-американская компания" обратилась в Морское министерство России с просьбой подобрать командира на ее новый корабль "Суворов", и на эту должность был назначен 25-летний лейтенант Лазарев. Самостоятельное командование в этом возрасте крупным судном, предназначенным для кругосветного плавания, было явлением необычным. На "Суворове" Лазарев совершил переход из Кронштадта к Аляске и обратно, ставший его первым кругосветным путешествием. На обратном пути он открыл группу из пяти необитаемых островов, названных им атоллом Суворова.

Получив за этот поход высокую оценку, Михаил Петрович в 1819 г. был назначен командиром шлюпа "Мирный" и под общим руководством капитана 2-го ранга Ф.Беллинсгаузена, командира такого же шлюпа "Восток", участвовал в экспедиции в Южную Антарктику. За время плавания (751 день), пройдя около 50 тысяч миль, экспедиция открыла Антарктиду и ряд островов в Атлантическом и Тихом океанах. Новооткрытым островам давались имена героев Отечественной войны 1812 г. - Кутузова, Барклая-де-Толли, Милорадовича, Ермолова. На географической карте у берегов Антарктиды с тех времен значатся море Лазарева и море Беллинсгаузена, много позже первые советские научные станции на побережье Антарктиды будут названы именами шлюпов Лазарева и Беллинсгаузена - Мирный и Восток. Именем Лазарева назван атолл в группе островов Россиян в Тихом океане, мыс в Амурском лимане и мыс в северной части острова Унимак, бухта и порт в Японском море.

За Антарктическую экспедицию Михаил Петрович был произведен в капитаны 2-го ранга и назначен командиром фрегата "Крейсер". На нем он совершил свое третье кругосветное плавание 1822 - 1825 гг., проведя обширные научные исследования по метеорологии и этнографии в Атлантическом и Тихом океанах. За эту экспедицию он был удостоен ордена святого Владимира 3-й степени. Одним из его помощников на "Крейсере" был приглашенный им лично в состав экипажа 22-летний лейтенант П.Нахимов. Однажды во время шторма тот едва не погиб, отплыв на катере в поисках упавшего за борт матроса, и лишь выдержка командира фрегата, до конца поджидавшего отплывших и не трогавшегося с места, спасла жизнь будущему герою Синопа и Севастополя.

С 1826 г. капитан 1-го ранга Лазарев - командир 74-пушечного линейного корабля "Азов", вскоре ставшего одним из самых знаменитых кораблей русского флота. Управляя "Азовом", Михаил Петрович в 1827 г. одновременно получил назначение начальником штаба эскадры контр-адмирала Л.П.Гейдена, направленной в Средиземноморье для действий против Турции. Кораблям русского флота предстояло совместно с французской и английской эскадрами оказать помощь Греции, восставшей против турецкого ига. 8 октября союзные корабли подошли к Наварину (южная Греция). Гейден и Лазарев приняли смелое решение войти в Наваринскую бухту, где под защитой береговых батарей стоял турецко-египетский флот, и, в случае отказа турок от переговоров, атаковать противника. Турки убили парламентеров, и вскоре начался бой, принесший славу "Азову" - флагманскому кораблю русской эскадры, на котором находились Гейден и Лазарев.

Командир "Азова" вел сражение одновременно с пятью судами противника. Хорошо обученный им экипаж метким огнем в первые же минуты боя нанес серьезные повреждения 80-пушечному турецкому кораблю, вынужденному выброситься на мель. Последующими залпами "Азов" уничтожил еще три фрегата и корвет противника, после чего поспешил на помощь английской эскадре, совместно с которой потопил флагманский турецкий корабль и несколько других судов. К исходу дня неприятельский флот потерял более шестидесяти кораблей и был практически уничтожен. У "Азова" не осталось ни одной целой мачты, а в его корпусе насчитали 153 пробоины.

Чтобы иметь представление о духе, царившем в экипаже Лазарева, достаточно привести следующие примеры. Раненые шли на перевязку с криками "ура". Один из офицеров, капитан-лейтенант Баранов, желая отдать какое-то приказание, приложил рупор ко рту, как вдруг осколками картечи рупор был вырван из его рук, причем офицеру оторвало кисть руки и выбило несколько зубов; Баранов потребовал другой рупор, левой рукой приложил его к окровавленным губам, отдал приказание и не хотел оставить своего поста до окончания боя. Лейтенант Бутенев, тяжело раненный в руку, услышал во время ампутации, что "Азов" пошел на турецкий адмиральский корабль, вырвался из рук доктора и бросился на палубу к товарищам. Англичане, участвовавшие в сражении, признавались, что в знаменитых сражениях Нельсона при Абукире и Трафальгаре кораблей, дравшихся подобно "Азову", не было. Лазарев писал своему другу на родину: "Я не понимаю, любезный друг, как я уцелел". В ознаменование подвига в Наваринском сражении он был удостоен чина контр-адмирала. "Его искусство и мужество, - по словам Гейдена, - были беспримерны". Экипаж "Азова" первым в российском флоте получил высшую награду - кормовой Георгиевский флаг и вымпел. В составе экипажа "Азова" находились лейтенант Нахимов, мичман Корнилов, гардемарин Истомин.

В период последующей русско-турецкой войны 1828 - 1829 гг. Лазарев являлся начальником штаба русской эскадры, осуществлявшей блокаду Дарданелл. После успешного завершения войны и заключения Адрианопольского мира, он, командуя эскадрой из десяти кораблей, вернулся в Кронштадт без захода в иностранные порты.

В 1830 - 1831 гг. Лазарев - активный участник Комитета по обновлению вооружения военных судов и выработке положения об управлении Черноморским флотом. С 1832 г. - начальник штаба Черноморского флота. В 1833 г. Николай 1 решил прийти на помощь турецкому султану, против которого восстал египетский паша, и Михаилу Петровичу было поручено возглавить экспедицию черноморской эскадры в Босфор. Произведенный в вице-адмиралы, Лазарев решительными действиями с моря и десантами помог Константинополю; в результате Россия на двадцать лет получила мирные отношения с Турцией.

После возвращения с Босфора Лазарев сменил адмирала А.Грейга на посту главного командира Черноморского флота и оставался в этой должности 18 лет, до конца своей жизни, С 1843 г. - адмирал. Неутомимый и честный труженик, глубоко преданный морскому делу, он все силы употребил для укрепления южных морских рубежей России. Приезжавший в Севастополь Николай 1 был доволен деятельностью командира Черноморского флота; по воспоминаниям Истомина,'"похвалам его не было меры".

При Лазареве на черноморских верфях было построено 16 линейных и свыше 150 других кораблей и судов, впервые спущены на воду корабли с железными корпусами и введены в строй пароходофрегаты, часть кораблей была вооружена ромбическими пушками. В Севастополе при Лазареве учреждено адмиралтейство, сооружены док и мастерские, Александровская, Константиновская, Михайловская и Павловская батареи, сделавшие из города настоящую морскую крепость. Из Севастополя шли новшества в Кронштадт, в Балтийский флот, а не наоборот - так было при Лазареве.

Ему Севастополь обязан благоустройством Графской пристани, созданием новых улиц, парков. Морской библиотеки. Привязанный к административной деятельности, адмирал сердился: "Весьма часто случаются дни, в которые сижу за проклятыми бумагами по 12 и даже 14 часов".

Обучая моряков, адмирал воспитывал у них любовь к военно-морскому делу, развивал дух состязательности и соревнования среди экипажей кораблей. Под руководством Михаила Петровича осуществлялись экспедиции Черноморского флота и поддержка с моря русской политики умиротворения и присоединения Кавказа, по развитию и укреплению береговой линии России на Черном море.

В один из редких приездов в Петербург Михаил Петрович почти случайно познакомился с молодой дочерью капитана 2-го ранга в отставке Екатериной фон дер Флит. Она его поразила, и уже на следующий день он отправился к ее отцу с предложением о женитьбе. Через несколько дней все было улажено, и Лазарев уехал обратно в Николаев с молодой женой. Екатерина Тимофеевна окружит его заботой, сделает его характер более мягким и родит ему пять детей.

Однажды Лазарев был в Петербурге на приеме у Николая 1, и после обсуждения дел царь предложил адмиралу остаться пообедать с ним. "Не могу, государь, - ответил Лазарев, - я дал слово обедать сегодня у адмирала Г." (который был в немилости при дворе). Вытащив толстый хронометр, Михаил Петрович сказал: "Опаздываю", попрощался и быстро вышел. Зашедшему минутой позже А.Ф.Орлову царь, почесывая лоб, сообщил: "Представь себе: в России есть человек, который не захотел со мной отобедать!" Но царь любил адмирала-труженика, о чем свидетельствовало последовательное награждение его высшими отличиями до ордена святого Андрея Первозванного включительно.

Адмирал Лазарев не дожил до Синопской победы своего ученика Нахимова, не дожил и до испытаний Крымской войны 1853 - 1856 гг. - он умер в 1851 г. в возрасте 62-х лет от рака желудка, но флотоводец воспитал плеяду будущих героических защитников Севастополя, не уронивших чести Черноморского флота и российского флага.

Использованы материалы кн.: Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века. М. 1997 г.


Лазарев Михаил Петрович. Несколько десятилетий существовала негласная “лазаревская школа” моряков, воспитавшая героев Синопа, обороны Севастополя и первых создателей парового флота. Благодаря усилиям М.П. Лазарева, отмеченного славой кругосветных плаваний, открытий и боевых действий, парусный Черноморский флот к началу Крымской войны достиг своего высшего развития.

Михаил Лазарев родился 3 ноября 1788 года в городе Владимире. Его отец, сенатор, тайный советник Петр Гаврилович Лазарев, был правителем Владимирского наместничества. После смерти отца императорским указом от 25 января 1800 года будущий флотоводец и его братья Алексей и Андрей были приняты в Морской кадетский корпус. Нелегкие занятия в классах сочетались с походами по Финскому заливу. Уже за первое плавание Андрей и Михаил Лазаревы получили лестную оценку. Вскоре заметили способности и рвение Михаила в изучении морского дела. После экзаменов 19 мая 1803 года гардемарин Михаил Лазарев оказался в числе первых. После нескольких месяцев крейсерства по Балтийскому морю его в числе лучших гардемарин направили волонтером в Англию для прохождения морской практики. 5 лет молодой моряк ходил в Атлантическом и Индийском океанах, Северном и Средиземном морях, занимался самообразованием, изучал историю, этнографию. По возвращении в 1808 году его произвели в мичманы. Молодой офицер участвовал в русско-шведской войне, затем, плавая на легких судах, не раз проявлял лихость и расторопность. В 1811 году Лазарев - лейтенант. В 1812 году он служил на бриге “Феникс” и за доблесть в Отечественной войне получил серебряную медаль.

Блестящие аттестации позволили поручить моряку ответственное дело. 9 октября 1813 года из Кронштадтского порта под коммерческим флагом вышел корабль “Суворов”, которому следовало доставить грузы на Дальний Восток. Лазарев успешно выполнил поручение, открыл необитаемые острова Суворова на Тихом океане. Он закупил в Перу партию хинина и других местных товаров. Кроме того, на борт приняли животных, которых в России не было. Обогнув мыс Горн, корабль 15 июля 1816 года вернулся в Кронштадт. В ходе кругосветного плавания моряки “Суворова” уточнили координаты и провели съемку участков побережий Австралии, Бразилии, Северной Америки.

4 июля 1819 года шлюпы “Восток” и “Мирный” (последним командовал Лазарев) вышли из Кронштадта для поиска земель у Южного полюса. Зайдя в Англию и на остров Тенерифе, суда через Атлантику прибыли в Рио-де-Жанейро. От берегов Бразилии направились к югу и в декабре достигли острова Новая Георгия, открытого Куком. В том же районе моряки нашли и описали несколько островов, выяснили, что земля Сандвича, названная так Куком, является в действительности архипелагом Южных Сандвичевых островов. Россияне приблизились к тогда неизвестной Антарктиде. Множество айсбергов свидетельствовало о соседстве обширной земли. 4 января 1820 года экспедиция продвинулась на полградуса далее Кука. Несмотря на льды и туман, 15 января суда пересекли впервые Южный полярный круг, на следующий день достигли широты 69 градусов 25 минут. Несколько раз моряки пытались пройти южнее, но везде встречали сплошной лед. Позднее было установлено, что 5 и 6 февраля экспедиция не дошла всего три-четыре километра до Берега Принцессы Астрид Антарктического материка. Но пока об этом не было известно. О соседстве берега свидетельствовали, кроме айсбергов, появлявшиеся птицы.

После наступления южной зимы экспедиция направилась к северу. Моряки открыли несколько неизвестных островов в архипелаге Туамоту. В ноябре суда вновь пошли к югу. Несмотря на разницу в скорости, они не разлучались, кроме тех случаев, когда командиры намеревались обследовать более широкую полосу моря. Серьезная буря в середине декабря не прервала исследований. Трижды суда пересекали полярный круг, 10 января 1821 года продвинулись до 69 градусов 53 минут южной широты, но встретили сплошные льды. Ф.Ф. Беллинсгаузен повернул на восток, и вскоре моряки открыли остров Петра I, а 17 января при ясной погоде усмотрели на юге землю, которую назвали Землей Александра I. Позднее установили, что это была часть Антарктиды, соединенная с материком шельфовым ледником Георга VI. Несмотря на то что не удалось подойти к земле ближе 40 миль, хорошо была видна высочайшая гора Св. Георгия Победоносца. Затем моряки, пройдя вокруг Южных Шетлендских островов, установили, что англичане ошибочно полагали эту открытую в 1819 году капитаном Смитом землю частью материка.

Так как “Восток” требовал ремонта, экспедиция, исследовавшая приполярную область со всех сторон, отправилась в обратный путь и 24 июля 1821 года прибыла в Кронштадт. За время плавания было открыто 29 островов, на карту Антарктики нанесены 28 объектов с русскими названиями. Стало ясно, что вокруг Южного полюса существует обширная земля, порождающая массу айсбергов. В честь кругосветного плавания отчеканили медаль, участников наградили. За заслуги М.П. Лазарева через чин произвели в капитаны 2-го ранга.

17 августа 1822 года Лазарев с фрегатом “Крейсер” и шлюпом “Ладога” выступил из Кронштадта и доставил грузы в тихоокеанские порты России. 5 августа 1824 года Лазарев на фрегате вернулся в Кронштадт, завершив третье кругосветное плавание. За успешный поход его произвели в капитаны 1-го ранга, наградили орденом Св. Владимира 3-й степени.

27 февраля 1826 года моряка назначили командовать 12-мфлотским экипажем и кораблем “Азов”. Он со своими помощниками достраивал корабль в Архангельске, вникая во все мелочи и внося усовершенствования в конструкцию. Корабль этот долгое время был образцом для корабелов. 5 октября Лазарев привел в Кронштадт корабли “Азов”, “Иезекииль” и шлюп “Смирный”.

С 21 мая по 8 августа 1827 года “Азов” состоял в эскадре адмирала Д.Н. Сенявина, перешедшей в Портсмут. Затем была отделена и направлена на Средиземное море эскадра Л.Ф. Гейдена. Командир флагманского корабля “Азов” был также начальником штаба эскадры. В Наваринском сражении 8 октября 1827 года “Азов” сыграл решающее значение, сражаясь с значительной частью турецкого флота в одиночку до подхода отставших кораблей и уничтожив несколько египетских судов, в том числе флагманские. За героизм, проявленный в сражении, Лазарева произвели в контр-адмиралы и наградили орденами от имени английского, французского и греческого королей. “Азов” первым получил кормовой Георгиевский флаг.

В ходе русско-турецкой войны 1828-1829 годов Лазарев командовал эскадрой, блокируя Дарданеллы. Император был им доволен. 17 февраля 1832 года он назначил контр-адмирала начальником штаба Черноморского флота.

Первой пробой сил для начальника штаба стала организация экспедиции в Босфор. Египетский правитель паша Мехмет-Али в 1831 году выступил против султана и двинул армию на Константинополь. Не имея помощи от западных стран, Порта обратилась к России. 14 января 1833 года Лазарев получил высочайшее повеление идти с эскадрой к Константинополю. Снарядив за три недели уже разоруженную эскадру, 8 февраля контр-адмирал привел к Буюк-Дере 4 корабля, 3 фрегата, корвет и бриг. Испуганный султан пытался заставить Лазарева удалиться, но тот удерживал позицию в проливе под разными предлогами, пока не прибыли еще две эскадры с войсками. За время полугодовой стоянки русские моряки собрали сведения о Константинополе и проливах. Угроза египетского паши была ликвидирована, русские эскадры вернулись в базы. Россия и Турция подписали Ункияр-Искелесийский союзный договор, установивший благоприятный для России режим плавания в проливах. Решительность и дипломатическая деятельность Лазарева были оценены: 2 апреля 1833 года его произвели в вице-адмиралы, 1 июля флагман стал генерал-адъютантом императора, 2 августа был назначен исполняющим должность главного командира Черноморского флота и портов, а 31 декабря 1834 года - утвержден в этой должности.

Принимая флот, Лазарев отмечал его недостатки. Тем не менее А.С. Грейг создал ту основу, на которой можно было развивать флот далее. Новый главный командир, как человек энергичный и хороший моряк, за 17 лет на этой базе создал парусный флот, по подготовке экипажей и качеству кораблей не уступающий ведущим флотам мира.

Еще в 1834 году Лазарев выработал план отражения возможного вторжения англичан на Черное море, включавший высадку десанта на Босфоре, а при прорыве врага через проливы - уничтожение противника в море или у Севастополя. Для этого требовались боеспособные корабли. В сотрудничестве с начальником штаба В.А. Корниловым Лазарев работал над требованиями к устройству и вооружению военных кораблей. Флот укомплектовали современными судами. Были усовершенствованы адмиралтейства в Николаеве, Новороссийске, построено адмиралтейство в Севастополе, законченное после смерти адмирала и названное Лазаревским. Расширялось строительство Севастополя. Усиленное гидрографическое депо подготовило карты и атласы Черного и Азовского морей.

За годы управления Лазарева было построено свыше 110 боевых и вспомогательных кораблей, в том числе 17 линейных и 8 пароходов. Артиллерия, которая вместо ядер использовала бомбы, широко была принята на вооружение Черноморского флота, ранее чем за границей. Моряк предложил использовать отечественный уголь будущего Донбасса и установил его преимущество перед импортным.

В 1838-1840 годах Лазарев с эскадрой организовывал высадки десантов на берега Кавказа при Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. Проходили они по четко разработанному плану, в котором сочетались действия корабельной артиллерии, высадочных средств и войск. Перед высадкой под руководством Лазарева штаб готовил становившийся обычным набор документов (диспозиция кораблей и фрегатов, приказ на высадку, расписание войск по гребным судам, диспозиция гребных судов, приказ о действиях гребных судов). Впервые были разработаны планы непрерывной огневой поддержки высаживаемых войск. Моряков и войска предварительно тренировали. Тщательная подготовка позволяла добиваться успеха при небольших потерях.

Была налажена тесная связь между моряками и командованием сухопутных войск. Практика взаимодействия флота с армией сохранялась и позднее, сыграв свою роль в обороне Севастополя.

Высаженные войска создавали Кавказскую береговую линию, которая при поддержке крейсирующих в море отрядов прерывала контрабандную доставку оружия горцам и способствовала прекращению войны в горах. Одно из укреплений линии было названо Лазаревским. Название сохранилось на карте поныне.

Все Кавказское побережье было разделено на участки и закреплено за крейсирующими отрядами. Благодаря круглогодичному патрулированию без заходов в базы моряки получали великолепную практику, каковой не имели на Балтике с ее замерзающими портами.

За успехи в развитии флота М.П. Лазарева наградили высшими орденами, 10 октября 1843 года произвели в адмиралы.

Помощниками адмирала стали те моряки, коих флагман проверил в боях и дальних походах. Становясь адмиралами, лазаревцы (Нахимов, Корнилов и другие) знания, умение и непоколебимый морской дух распространили на все суда своих эскадр. Они вносили улучшения в конструкцию кораблей, в уставы и наставления. На счету передовых офицеров - Севастопольская морская библиотека и парусный флот, моряки которого продемонстрировали свою подготовку в долгих крейсерствах у Кавказских берегов, в боях с турками и обороне Севастополя.

Скончался М.П. Лазарев 11 апреля 1851 года от рака желудка. Похоронили адмирала во Владимирском соборе Севастополя. После него остался Черноморский флот, по подготовке один из лучших в мире. На долгие годы лазаревская морская школа легла в основу воспитания моряков, и знаменитое “В море - дома” С.О. Макарова проистекает отсюда же.

Использованы материалы сайта http://100top.ru/encyclopedia/ 


Литература:

Адмиралы Российского флота. Россия поднимает паруса / Сост. В.Д. Доценко. - СПб.: Лениздат, 1995. - С. 354- 376.

Аммон Г.А. Морские памятные даты / Под ред. В.Н. .Алексеева. - М.: Воениздат, 1987. - 397 с.: ил. См. Имен. указ.

Михаил Петрович Лазарев (1788 - 1851): [Галерея рос. флотоводцев] // Мор. сборник. - 1993. -№ 4.-С. 32+цв. портр.

Мордвинов Р.Н. Наваринский бой. - [М.]: Госполитиздат, 1945. - 32 с.: ил.

Морские сражения русского флота: Воспоминания, дневники, письма / Сост. В.Г. Оппоков. - М.: Воениздат, 1994. - С. 259- 291.

Никульченков К.И. Адмирал Лазарев (1788 -1851).- М.: Воениздат, 1956. - 200 с.: ил.

Островский Б.Г. Лазарев. - М.: Мол. гвардия, 1966. -176 с.: ил.- (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.; Вып. 5(422)).

Письма Михаила Петровича Лазарева к Алексею Антиповичу Шес-такову // Мор. сборник. -1918.-№ 1-12.

Сергеев-Ценский С.Н. Адмирал М.П. Лазарев: Ист. очерк // Сер-геев-Ценский С.Н. Витязи морей: Ист. очерки, рассказы, новеллы, статьи. - М.: Воениздат, 1985. -С. 86-102.

Соколов А.В., Кушнарев Е.Г. Три кругосветных плавания М.П. Лазарева. - М.: Географгиз, 1951.- 208 с.: ил.

Фирсов И.И. И Антарктида, и Наварин. - Ярославль: Верхн.-Волж. кн. изд-во, 1983. - 144 с.

Фирсов И.И. Полвека под парусами. - М.: Мысль, 1988. - 238 с.: ил.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС